Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

      Романтизм как философское и литературно-критическое направление появился на свет в Германии на рубеже 18 и 19 веков. Как известно, одним из главных интеллектуальных источников романтизма послужила идеалистическая философия Канта и Фихте. Порвав с доминировавшей до середины 18 века абстрактно-рационалистической метафизикой, эти философы сделали акцент на индивидуальное познание и понимание действительности каждой конкретной личностью. Таким образом, совершилась самая крупная интеллектуальная революция современности, которую уже тогда сравнивали с астрономическим переворотом  Коперника. Близкие этим философам писатели, поэты, драматурги, включая Гёте, Шиллера  и ранних  немецких (йеннских) романтиков, восприняли субъективный поворот в философии как призыв к тому, чтобы глубже заглянуть во внутренний  мир человека, раскрыть и проанализировать его душевные и эмоциональные состояния.

    В этом отношении ранний немецкий романтизм, представленный в литературных и философских работах Фридриха Шлегеля, Новалиса, Фридриха Шлейермахера и молодого Гегеля представляет особую важность с точки зрения истории культуры. Эти авторы настаивали на том, что человек, для которого, согласно Канту , невозможно достижение абсолютного объективно-научного понимания мира, может и должен стремиться к интуитивно-духовному постижению истины. Именно поэтому мыслители и художники-романтики ставили на первое место не   разум, а воображение.

    Для романтиков воображение – это ключ для реализации самого себя как независимой творческой личности. Композиторы-романтики вовсе не боялись действительности  и не бежали от нее (как принято было считать) в мир воображения и мечты. Наоборот, они были убеждены в том, что способность человека представить незримые идеалы является высшей духовной способностью человека. К слову, привычный и даже несколько «избитый» в нашем лексиконе термин «духовное», а также производный от него термин «духовность», вошли в обиход именно в эпоху романтизма. Эти термины,  являвшиеся переводами немецких философских понятий GeistlicheGeistбыли введены в русский философский язык членами кружка любомудров, с которыми сотрудничал первый русский профессиональный музыковед князь Владимир Федорович  Одоевский.

    Романтическое миропонимание послужило толчком к активному развитию музыкальной культуры Германии, Франции, России и других европейских стран в первой половине 19 века. Именно в эту эпоху появилось понятие «абсолютная музыка», которое одним из первых употребил писатель-романтик «второго призыва» и музыковед-любитель Э.-Т.-А.  Гофман. Если для предшественника Гофмана Ф.Шлегеля средством постижения истинной реальности или «Абсолюта»  служила поэзия, то для Гофмана, а впоследствии и для Шопенгауэра таким медиумом явилась музыка, искусство, способное проникать в такие тайники человеческой души, которые  не  доступны  логическому познанию.  Именно  благодаря философам и композиторам-романтикам  музыкальное искусство не только  утвердилось  в качестве одной из наиболее признанных форм искусства, но стало считаться наивысшим проявлением Духа.

    Понятно, почему было бы неправильно ограничивать  романтическое направление  строгими временными границами. Ведь не только  мыслители , поэты и композиторы 19 века, но и их потомки видели и продолжают видеть искусство как средство раскрытия и бесконечного развития духовного потенциала человеческой личности. Как бы ни  были озабочены мы ежедневными проблемами, мы не можем поступиться нашими высшими духовными потребностями, поскольку в глубине души понимаем, что не раскрыв их  мы обрекаем себя на рутинное бескрылое существование. Поэтому мы с радостью слушаем и исполняем музыку, которая напоминает нам о мире духовном.

    Международный форум  искусств  «Романтизм: истоки и горизонты»  побуждает деятелей искусств  осознать свое индивидуальное творческое призвание  через артистическое и интеллектуальное  проникновение в эпоху Романтизма,  искать  и находить  новые и новые пути к его горизонтам

Лина Стейнер